Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


ДеревоРусская резьба по дереву
Монументальная резьба по дереву
Резное подстолье XVII века
Геометрическая трёхгранная резьба
Резные прялки
Пряничные доски
Резная деревянная посуда и домашняя утварь
Резьба по бересте


Пряничные доски

Н. В. Тарановская

"Медовый хлеб" известен на Руси по меньшей мере с IX века, а в XII-XIII веке с завозом в русские земли восточных пряностей, пряник обрёл и своё название, и вкусовое разнообразие, и любовь народа к самому распространённому лакомству. Пряники считались хорошим подарком практически по любому поводу - на именины и Рождество, на свадьбу и по случаю рождения ребёнка. И практически по всей территории России существовали как большие, так и миниатюрные пряничные промыслы.


Пряничная доска. 1798 год
Пряничная доска. 1798 год


Технология изготовления печатного пряника, то есть пряника с "оттиснутым", "отпечатанным" изображением, требует наличия формы - специальной доски, с вогнутым изображением, которое после печати становится рельефным. Повсеместно такие доски изготавливались из мягкой древесины (преимущественно липы). Интересно, что в ряде источников производителей пряничных досок называют знаменщиками, а такую "должность" занимали ведущие художники-иконописцы, то есть те, кто прорисовывал общую композицию образов, вырисовывал лики и руководил работами иконописной мастерской. По всей видимости, художники-иконописцы не ограничивались сугубо духовным живописным творчеством, а самовыражались и в весёлых пряничниых сюжетах.

Утилитарность пряничных досок, при интенсивной эксплуатации требовавших относительно быстрой замены, а также недолговечность дерева как материала, стали факторами относительно маленького количества пряничных досок, сохранившихся в отдельных коллекциях и музеях. В коллекции Русского музея самые старинные пряничные доски относятся к XVIII веку.


Резной деревянный ковш
Пряничная доска. Первая половина XIX века. Новогородская губерния


Причастность к новому ведущему стилю в прикладном искусстве и архитектуре — классицизму — проявляется в тех произведениях народного творчества, которые вырабатывались в крупных художественных центрах ремесла, близ городов и ярмарок. В собрании Русского музея этими чертами отличается ряд пряничных досок из небольшой, но ценной по составу коллекции. Место производства их пока не установлено, хотя известно, что пряничные доски резали в Пошехонском уезде Ярославской губернии, в Архангельске, в Тверской, Смоленской, Владимирской, Вологодской губерниях. Об этом свидетельствуют надписи на досках XVIII в. В середине XIX в. в связи с переносом всероссийской ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород необычайно возросло производство пряников, а следовательно, и досок-форм в городах на Волге.


Резной деревянный ковш
Пряничная доска. Первая половина XIX века. Новогородская губерния


В ХIХ веке значительно обновились сюжеты резьбы досок. Кроме сказочно-декоративных орлов, птиц, рыб, сиринов, пышных растительных мотивов, появились почти по бытовому трактованные горшочки с тонкими веточками цветов, растущих в них, мотивы ампирной резьбы, встречающейся в декоре мебели. Очень распространенным образом стал офицер в треугольной шляпе, с грудью, увешанной орденами. В подножии таких фигур пол обозначен ромбическими сетками, похожими на мотивы тиснения книжных переплетов и одновременно напоминающими ромбическую резьбу на прялках.


Пряничная доска. Первая половина XIX века
Пряничная доска. Первая половина XIX века


«Наборная», или, как называли в народе, «разгонная» пряничная доска, разделенная на квадратики, относится также к первой половине XIX в. Здесь в технике мелко-узорной выемчатой резьбы изображены цветы, раки, интерьер со шкафом, уставленным посудой, главным образом рюмками, ножницы, самовары двух видов. Но особенное внимание привлекает загадочное изображение козы с человечьими ногами. Это, по-видимому, фигурка ряженого, заимствованная из народных лубков, получивших широкое распространение начиная с середины XIX в. Возможно, что и фигурка офицера перенята из лубочных картин с изображением гусар.


Литература:
• Н.В.Мальцев. Пряничные доски. — В кн.: Добрых рук мастерство. Л., 1976.
• В.С.Воронов. Пряничные доски. — В кн.: О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.
• Л.С. Смусин. Русский пряник. — Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976, с.99 — 102.



Следующая страница: Резная деревянная посуда и домашняя утварь



      • Главная   • Художественные и декоративно-прикладные изделия из дерева   • Пряничные доски  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта