Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МеталлЦельнокованые железные светцы
Серебряная чернь и скань
Дар Валдая
Искусство Кабарды


Цельнокованые железные светцы

В собрании народного искусства Русского музея особое место принадлежит коллекции художественных изделий из металлов XVIII — ХХ вв. Она насчитывает около полутора тысяч экспонатов. Значительную часть из них составляют произведения, поступившие в 1938 г. из Кустарного музея и Государственного Эрмитажа. В 1940 — 1950-х гг. пополнение коллекции шло через Ленинградскую закупочную комиссию. Существенно обогатили собрание экспедиционные привозы, особенно из Архангельской и Вологодской областей, многие изделия которых имеют паспортные данные, помогающие в атрибуции всей коллекции. В настоящее время собрание изделий из металла продолжает пополняться работами художников современных традиционных промыслов, сохраняющих и развивающих художественные приемы обработки металла.

Цельнокованые железные светцы. Конец XVII-начало XVIII века
Светцы. Конец XVII-начало XVIII века.
Государственный Русский музей

Немногочисленную, но уникальную группу изделий составляют цельнокованые железные светцы конца XVII - начала XVIII в. Каждый из них отличается ярким своеобразием, неповторимостью образа и высоким мастерством. Художественный облик светцов уподоблен „растению со стройным стеблем-стержнем и разветвляющимися побегами-завитками".

В работе над ними мастера поступают так, как подсказывает сам материал, который куется, то есть уплотняется, сращивается, вытягивается, скручивается, гнется. Создавая бытовую вещь, мастер помнит, что она должна не только быть удобной в употреблении, но и украшать жилище. Конструкция светцов обнажена, предельно выявлена и помогает проследить способ и последовательность работы над ними. Основу конструкции составляет стержень, поднятый на четырех изогнутых ножках, опирающихся на широкое кольцо, придающее светцу устойчивость.

Кузнец скручивает стержень, делает его витым или симметрично размещает вдоль него орнаментально изогнутые ответвления. При этом он прибегает к различным способам соединения украшающих деталей с основной конструкцией. Мастер сваривает детали со стержнем, прикрепляет их шйеньками-заклепками или стягивает кольцами. В других случаях орнамент не накладывается сверху, а образуется самим стержнем, который расщепляют надвое и, округлив полосы, вновь соединяют их. Так на стержне получаются „яблоки" и „дыньки", полые внутри. Они обогащаются завитками, составляющими ажурный узор.

Место соединения стержня с ножками тоже украшается завитками, схватывается ободом или покрывается косой насечкой, что декоративно выделяет важный конструктивный узел. Располагаясь вдоль стержня, орнамент нарастает и достигает пышного развития в верхней части, превращаясь в главный декоративный мотив, не лишенный, однако, практического смысла. Распускающиеся головки цветов поднимаются вверх, отходят в стороны, а их лепестки это держатели лучин.

Используя одни и те же элементы декора, кузнецы достигают поразительного многообразия, рожденного творческой фантазией и основанного на глубоком знании свойств самого материала.

В основе узора светцов завиток: крупные сочетаются с более мелкими в бесконечных вариантах и комбинациях. Они дополняются плавно изогнутыми и закрученными полосами, сочетаются с прямыми, четырехгранными и витыми стержнями.

Изобразительные мотивы крайне редкое явление в украшении светцов. Поэтому уникален светец с абрисом женской фигуры, помещенной вверху, между двумя расщепами. Она прикреплена к основной конструкции винтовой гайкой, что свидетельствует о совмещении двух видов ремесла-кузнечного и слесарного. Подобный прием, имевший место в кузнечной практике конца XVII — начала XVIII в., позволяет отнести создание светца к этому времени. Кроме того, использование пластического мотива в его украшении могло возникнуть под влиянием литых фигурок, появившихся на ветвях паникадил в конце XVII в. Однако мастер воплотил не образ христианской иконографии, а образ матери-Земли, и поместил его между держателями лучины так, как обычно располагался он меж „древами жизни" в крестьянских вышивках.

Традиционные приемы кузнечного ремесла способствовали созданию целого ряда бытовых предметов, сходных по стилю: это сечки, личины замков, ключи, ларцы, окованные узорными полосами просечного железа.

Подвес для паникадила. Конец XVII-начало XVIII века
Подвес для паникадила. Конец XVII-начало XVIII века.
Государственный Русский музей

Тот же характер спирального узора, та же техника ковки отличают подвес для паникадила, найденный в селе Конец-дворце Архангельской области, что в устье Северной Двины. Возможно, выковали его местные кузнецы, так как известно, что в селе была своя кузница. Конструкцию подвеса составляет витой стержень, заканчивающийся внизу крюком, а вверху — кольцом. Пучки упругих орнаментальных завитков, схваченные железным обручем, скрывают стержень и придают мощным массивным формам подвеса видимую легкость.

Аналогичный принцип украшения использовались и в кованых кронштейнах. Кованый стержень крепится в стене и служит для подвешивания лампады. Его окружают и скрывают плоские листья с резными краями и цветы на тонких стеблях, выполненные из листового железа. Они выступают далеко в пространство интерьера, сообщая легкость всей композиции.

Н. С. Григорьева

Литература:
•  Н.С. Григорьева. Художественная обработка металлов - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  В.С. Воронов. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.



Следующая страница: Серебряная чернь и скань



      • Главная   • Художественные и декоративно-прикладные изделия из металла   • Цельнокованые железные светцы  


билеты пдд онлайн экзамен ruspdd.com

Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта