Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ЗаметкиКоллекционер А.П.Сапожников и «Мадонна Бенуа»
Картины Рембрандта в коллекции князей Голицыных
Коллекционер П.П.Семенов-Тян-Шанский
Русское искусство XX века в частных коллекциях
Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Холуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.О тебе радуется...
Пушкин в дороге


Коллекционер П.П.Семенов-Тян-Шанский

Знаменитый ученый-географ и коллекционер Петр Петрович Семенов--Тян-Шанский (1824-1914} окончил Петербургский университет и всю жизнь занимался географическими исследованиями. Он был первопроходцем в горах Тянь-Шаня и организатором экспедиции в Центральную Азию. Был устроителем первой переписи населения в 1897 году. Являлся одним из руководителей Русского Географического общества.

И при всей научной занятости Семенов-Тян-Шанский являлся очень крупным коллекционером и знатоком живописи. Его коллекция нидерландской живописи была самой значительной в России.

Еще в начале составления своей коллекции живописи Семенов-Тян-Шанский задумал передать ее в Эрмитаж. Поэтому все внимание он сосредоточил на приобретении тех образцов, которые отсутствовали в Эрмитаже. В основном он приобретал картины на аукционах Берлина, Мюнхена, Кельна, Вены, Парижа и Лондона, он регулярно посещал все крупные европейские аукционы.

Семенов-Тян-Шанский выпустил написанную им книгу «Этюды по истории нидерландской живописи». Общее количество картин Семенова-Тян-Шанского было более 700. В его собрании были работы Рембрандта, Йорданса, Ван Дейка. «Его коллекция голландской школы, — писал антиквар М. Савостин, — была настолько полна... что некоторых художников, неизвестных даже в Голландии, можно было найти в его коллекции».

Кроме картин, в собрании Семенова-Тян-Шанского были гравюры и офорты, которых насчитывалось 3 500 листов. Одних офортов Рембрандта 205, и более 150 гравюр Дюрера. И все это собрание картин и гравюр было продано в 1910 году в Эрмитаж за 250 000 рублей, несмотря на то что его коллекция была оценена в 500 000 рублей. Семенов-Тян-Шанский хотел передать коллекцию в дар музею, но считал несправедливым обездолить пятерых сыновей и тринадцать внуков, продал коллекцию за половину предлагаемой стоимости.

Собрание Семенова-Тян-Шанского пользовалось мировой известностью. Западные антиквары предлагали большие деньги, но коллекция предназначалась для Эрмитажа. С тех пор, как в Эрмитаж поступили картины, собранные Семеновым-Тян-Шанским, Эрмитаж стал обладателем лучшей в мире коллекции картин голландской и фламандской школы.

Кроме картин, Семенов-Тян-Шанский еще собрал огромную энтомологическую коллекцию, около 700 000 экземпляров, которая была систематизирована, описана и принесена в дар Петербургскому Зоологическому музею.

Гравюры Альбрехта Дюрера

Немецкий график и художник Альбрехт Дюрер (1471-1528 rr.) поднял гравюру до уровня большого искусства. В Эрмитаже собраны все гравюры Дюрера, а это почти З00 листов. Здесь и знаменитые гравюры на дереве к «Апокалипсису», — последней библейской книге. И серия, состоящая из шестнадцати листов 1511 года, и особенно ценные и редкие листы, относящиеся к 1498 году. И три особенно прославленные и любимые на протяжении столетий гравюры на леди: «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 года. «Меланхолия» и «Иероним в келье» — 1514 г. Совершенные по исполнению произведения, в которых непревзойденно переданы объемы, пространство и игра светотени.

Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним в келье»
Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним в келье»

Гравюра на дереве называется ксилографией — это самая распространенная из графических техник. Старые мастера работали простым ножом и долотом на доске с продольным распилом, дерево выбирали мягкое, чаще всего грушевое. Такая старинная ксилография называлась обрезной.

Создание гравюры на меди трудоемкий процесс, зачастую для вырезания гравюры требовалось гораздо больше времени, чем для написания картины маслом. Работа начинается с подготовки гладко полированной медной ил и:типы. Специальным резцом вырезается рисунок, а чтобы получить тонкие линии, пользуются иглой. По краям линии образуется крошка, которую устраняют при помощи трехгранного ножа. Полученные бороздки заполняются краской, рисунок пештается под прессом на влажной бумаге, которая хорошо впитывает краску. Влажная бумага вместе с медной пластиной прокатывается под прессом, и при осторожном обращении с пластиной можно получить до нескольких сотен хороших отпечатков.

Офорты Рембрандта

В Эрмитаже находится полное собрание офортов Рембрандта. Самые лучшие из них — из коллекции Д. А. Ровинского, которая поступила в Эрмитаж в 1897 году. Офорты Рембрандта выполнены в присущей только ему манере, он экспериментирует со светотенью в своих листах на библейские и еван- гельские темы.

Один из лучших офортов Рембрандта «Три дерева» (1643 год). Три дерева, словно обнялись, сомкнувшись друг с другом, в предчувствии натиска надвигающейся грозы. Это «три друга», обнявшиеся перед наступающим испытанием в смертельном бою со стихией. Небо лохматое, тёмное, в дождевых полосах, похоже на арену борьбы свет» и тьмы, добра и зла. Это поистине библейский сюжет.

Ценность эрмитажной коллекции офортов Рембрандта в том, что это практически первые оттиски. Это очень важно, ведь техника, в которой Рембрандт делал офорты, позволяла изготовить очень небольшое количество качественных отпечатков.

Рембрандт ван Рейн. «Маленькие дети, пришедшие к Иисусу»
Рембрандт ван Рейн. «Маленькие дети, пришедшие к Иисусу»

Офорт возник в XVI веке. В этой технике линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравливаются кислотой. Медную или цинковую доску покрывают растопленным лаком, состоящим из воска с примесью смол. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой с ручкой. Металл, где прошлась игла, обнажается. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая разъедает медь, потом счищают лак. Так на доске остается рисунок.

Технику сухой иглы обычно считают разновидностью офорта. В этой технике художник офортной иглой процарапывает рисунок на медной или цинковой пластине, а шероховатости, образующиеся по краям царапин — заусеницы, — не счищаются, они-то и придают особую «бархатистость» рисунку. Также не применяется кислота. Но заусеницы очень скоро стираются, и при печатании с каждой пластины можно сделать лишь немного хороших оттисков.


По материалам сайта Тайны старого сундука



Следующая страница: Русское искусство XX века в частных коллекциях



      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Коллекционер П.П.Семенов-Тян-Шанский  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  Приключенческий роман Татьяны Латуковой - Талисман  
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2019.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта