Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Народное искусство в Русском музее

Собрание произведений народного искусства в Государственном Русском музее принадлежит к числу крупнейших в нашей стране. Оно с достаточной полнотой отражает все основные виды народного изобразительного искусства, сложившиеся местные центры крестьянского домашнего ремесла и народных художественных промыслов, позволяет проследить их развитие на протяжении XVII — ХХ вв.

В коллекции Государственного Русского музея представлены все основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, керамика, художественная обработка различных металлов, набойка, деревянная и глиняная игрушка, вышивка, резьба по кости, кружевоплетение, вязание и ковроделие. Они не только демонстрируют обилие способов обработки традиционных природных материалов, но и свойственное каждому виду многообразие выразительных средств, стилистических направлений и образных решений.

Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондов  
Создание нового отдела в Русском музее не было случайностью. Оно было обусловлено начавшимся еще в 1920-е гг. всеобщим интересом к народному творчеству как явлению искусства, с одной стороны, и приобщением к художественной деятельности не только народных мастеров, но и самодеятельности города и деревни, с другой. Поэтому в докладной записке — проекте организации нового отдела обосновывалась необходимость создания двух подотделов: крестьянского искусства, «в круг деятельности которого войдет собирание, изучение и экспозиция богатейшего наследия искусства дореволюционной деревни и бурно растущего искусства деревни социалистической», и подотдела самодеятельности города и даже консультационного бюро, призванных вести важную практическую работу с кружками художественной самодеятельности и ее отдельными представителями, воспитывая их вкус и направляя в русло традиций профессиональной или народной культуры.

Отдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекций  
В конце 1944 г. началась проверка экспонатов и их возврат в постоянные хранилища. Одновременно проводился отбор для экспозиции, к осуществлению которой отдел приступил в первые же послевоенные годы. Совершались отдельные выезды в центры кружевоплетения, хохломской росписи, богородской игрушки и других современных промыслов. Вышли из печати труды, работа над которыми была начата еще до войны или продолжала в новых условиях развитие научных идей, разработанных ранее. Эти идеи наглядно воплотились в выставке, а по существу первой экспозиции народного искусства, открывшейся в Государственном Русском музее в 1950 г. и просуществовавшей до 1958 г.

Отдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годы  
В пополнении коллекции музея в эти годы акцент был сделан на приобретение уникальных произведений ведущих мастеров и художников современных народных промыслов. Участились поступления от самих авторов, иногда делавших работы специально для Русского музея, покупки и передачи экспонатов с персональных и других художественных выставок через Министерство культуры РСФСР. Таким образом, музей получил произведения многих дымковских мастериц разных поколений, подносы ведущих живописцев Жостова, кубки и вазы холмогорских резчиков по кости, работы миниатюристов всех лаковых центров, кировских кружевниц и другие.

Коллекции Русского музея на нашем сайте

Федоскино. Художественная лаковая миниатюраФедоскино. Художественная лаковая миниатюра  
Родина русских лаков — село Федоскино. Расписные табакерки, коробочки, чайницы, подносы были неотъемлемой частью русского быта XIX в. Секрет создания легкого и прочного материала папье-маше прессованного и проклеенного картона, покрытого лаком, русский купец П.И. Коробов привез из Германии. В последние годы XVIII в. он открыл под Москвой фабрику, где и началось производство лаковых изделий. В 1818 г. фабрика перешла к его зятю - П.В. Лукутину. Он, а впоследствии его сын и внук, продолжили дело развития миниатюрной живописи.

Палех. Художественная лаковая миниатюраПалех. Художественная лаковая миниатюра  
В 1927 г. члены Артели древней русской живописи по заказу Совнаркома исполнили ряд работ для выставки художественных произведений к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Темы миниатюр, отражающие современность, были предложены А.В.Бакушинским, известным ученым, исследователем искусства Палеха. После выставки, прошедшей в Москве в январе 1928 г., произведения были переданы в Третьяковскую галерею и Русский музей.

Мстера. Коллекция Русского музеяМстера. Коллекция Русского музея  
Коллекция лаковой миниатюры Мстеры в Русском музее невелика, но она раскрывает разные грани своеобразной художественной системы этого центра, показывает историю становления и развития промысла.

Холуй. Коллекция Русского музеяХолуй. Коллекция Русского музея  
В небольшом собрании лаковой миниатюры Холуя в Русском музее преобладают произведения 1960 — 1970-х гг., и лишь две работы относятся к раннему периоду становления этого самобытного центра.

Жостово. Расписные подносыЖостово. Расписные подносы  
В истории русских лаков важная роль принадлежит династии подмосковных мастеров Вишняковых. В мастерских в деревнях Осташково и Жостово создавались не только изделия из папье-маше, но и металлические подносы. Цветочная роспись принесла широкую известность жостовским подносам. К числу ранних произведений относится овальный поднос с букетом на светлом фоне. Он выполнен в 1870-е гг. в мастерской О. Ф. Вишнякова с сыновьями. По полю подноса свободно раскинулись тонкие гибкие ветви, согнувшиеся под тяжестью крупных цветов. Они написаны живо и естественно, кажется, что их слегка раскачивает дуновение ветра.

Нижний Тагил. Расписные подносыНижний Тагил. Расписные подносы  
Образцом искусства Нижнего Тагила конца XVIII в. является большой овальный поднос с изображением жанровой сцены, выполненной, очевидно, по живописному или графическому оригиналу. Тагильские подносы этого времени массивны, с высоким бортиком. Их не выковывали из цельного листа, как жостовские, а клепали, соединяя прочным ободком борта и дном. В XIX в. сюжетные композиции были вытеснены натюрмортами, изображениями цветов. Уральские мастера выработали приемы однослойной живописи с тональными переходами цвета, близкой народным росписям на прялках, сундуках и других бытовых предметах.

Холмогорская резьба по костиХолмогорская резьба по кости  
В XVII в. центром изготовления вещей из моржовой, мамонтовой и простой кости «цевки» был Курцов посад в Холмогорах в устье Северной Двины. С XVIII в. промысел распространился в ряде селений вокруг Холмогор. Отдельные мастера работали и в Архангельске. В дальнейшем пути развития холмогорской резьбы определяли исторически сложившиеся связи промысла с Москвой, а с XVIII в. с Петербургом. В XVII в. в Курцов посад посылали придворные заказы, вызывали лучших резчиков в Оружейную палату. В ХVIII — ХIX вв. мастера сами ездили в Москву и особенно в Петербург, где подолгу работали, знакомились с новыми явлениями в искусстве и оригинально претворяли их в своем творчестве.

Цельнокованые железные светцыЦельнокованые железные светцы  
Художественный облик светцов уподоблен ''растению со стройным стеблем-стержнем и разветвляющимися побегами-завитками''. В работе над ними мастера поступают так, как подсказывает сам материал, который куется, то есть уплотняется, сращивается, вытягивается, скручивается, гнется. Создавая бытовую вещь, мастер помнит, что она должна не только быть удобной в употреблении, но и украшать жилище. Конструкция светцов обнажена, предельно выявлена и помогает проследить способ и последовательность работы над ними.

Серебряная чернь и сканьСеребряная чернь и скань  
Во второй половине XVIII - XIX веке изделия из серебра выпускались в исторически сложившихся центрах обработки металла, таких как город Великий Устюг, село Красное на Волге, село Павлово на Оке, уральские мануфактуры Демидовых и Осокиных. В советское время традиции народных промыслов поддерживались работами известных художников ювелирных заводов ''Северная чернь'' и ''Красносельский ювелир''.

Русская вышивка XVI-XVIII вековРусская вышивка XVI-XVIII веков  
Шитьем и вышивкой украшали предметы одежды и домашнего обихода. Они играли важную роль в быту и многих народных обрядах и праздничных ритуалах,что обуславливало характер и содержание вышитого орнамента, его композицию и расположение на украшаемом предмете. Круг вышитых предметов мало менялся со временем.

Русская вышивка XIX-XX вековРусская вышивка XIX-XX веков  
Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России.

Северное узорное вязаниеСеверное узорное вязание  
Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском Севере. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах, особенно в чулках и рукавицах. Им отводилась большая роль в обрядах. Девушки, готовя себе приданое, вязали до сорока пар рукавиц, чтобы в день свадьбы подарить их родне мужа.

Русское народное  ковроткачествоРусское народное ковроткачество  
Русский народный ковёр - обширная и многоплановая тема, поскольку ковры (а также покрывала и одеяла, в ряде случаев также называвшиеся коврами, и половики, за таковые вовсе не считавшиеся) были любимы в народном быту, их активно создавали и использовали, ибо сам непростой климат подталкивал людей разного достатка и социального уровня обзаводится как функционально-значимыми коврами, так и красивыми украшениями интерьера.

Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюмРучное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм  
Ручное ткачество в прошлом было одним из самых распространенных видов искусства. Каждая женщина умела и прясть, и ткать. Способы украшения тканей узорами были сложны и трудоемки. Ткацкий стан — это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Главная часть стана — рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчёты узоров ценится так же высоко, как природный вкус и фантазия.

Русское кружевоРусское кружево  
Среди разных способов украшения тканей кружевоплетение выделяется особыми свойствами. Главное декоративное качество кружева — ажурность. На воздушном фоне, тонком, как паутинка, или замысловатом, звездчатом прихотливо вьется волнистая линия, разбросаны фигуры узоров. Они то плавно перетекают в ажурную решетку, то контрастно выделяются на ней. Важнейшее свойство кружева — выразительность орнаментального рисунка. Его линии подчеркнуты сканью — рельефными белыми или цветными нитями.

Русские набивные тканиРусские набивные ткани  
В XVII в. набойка заменяла дорогие привозные ткани. Декоративные ткани с красивым рисунком широко использовали в качестве занавесей, скатертей, покрывал, шили из них и церковные одежды. Старинные набойки печатали с резных досок, сделанных из твердых пород дерева. В набивном деле счастливо соединилось искусство резчиков по дереву, достигавших умелого распределения фона и узора, с мастерством тканщиков. Орнамент набойки XVII в. сформировался в русле общего направления декоративного искусства этого времени. Ткани отличаются плоскостностью и большим разнообразием узоров.


Литература:
•  Л.А.Динцес, К.А.Большева. Народные художественные ремесла Ленинградской области. — Советская этнография, 1939. Кн.2.
•  Л.А.Динцес. Русская глиняная игрушка. М.— Л., 1936;
•  Л.А.Динцсс. Народный промысел крестецко-валдайской художественной строчки. 1939. — Научно-библиографический архив Академии художеств СССР.
•  Л.А.Дин цсс. О методе изучения и планирования экспозиции народного искусства в Государственном Русском музее. — Сообщения ГРМ. Выи. 11.
•  Л.A.Динцсс. Восточные мотивы в народном искусстве Новгородского края. — Совстская этнография, 1946, №2;
•  М.Н. Каменская. Русская народная деревянная скульптура. Л., 1948;
•  М. Н. Каменская. Выставка „Русское народное искусство". — Сообщения ГРМ. Вып.3. Л., 1952.
•  М.Н.Каменская. Опыт экспедиционной работы Государственного Русского музея по изучению и собиранию произведений народного искусства. — Советская этнография, 1963, №2;
•  И.Я.Богуславская. Экспедиционные поступления отдела народного искусства. — Сообщения ГРМ. Вып. 9. Л., 1968.
•  Русское народное искусство Севера. Сборник статей. Л., 1968.
•  Каталог произведений русского народного искусства из собрания Государственного Русского музея и Ленинградского областного Дома народного творчества в Ленинградской области (передвижная выставка). Вступительная статья М. Н. Каменской, составители И.Я.Богуславская, Н.В.Тарановская, В.Е.Фармаковская. Л., 1959.
•  Н.В.Тарановская. Русская народная игрушка. Выставка из фондов музея. Л., 1964.
•  Каталог произведений русской деревянной скульптуры и резьбы по дереву из фондов Государственного Русского музея. Составители Н.В.Мальцев, •  И.Я.Богуславская (Приложение к каталогу выставки „Русская деревянная скульптура и резьба по дереву"). Л., 1965.
•  Русское народное искусство. Л., 1959;






      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Народное искусство в Русском музее  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта