Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Отдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годы

1970-е гг. открыли новый этап в собирании, изучении и популяризации народного искусства. Его во многом определило постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 17 декабря 1974 г. Оно подытожило ряд «предшествующих постановлений, нацеленных на сохранение и развитие народного искусства, и указало направление конкретной деятельности всех причастных к нему учреждений и ведомств. Подтвердив взгляд на народное искусство как на неотъемлемую часть советской социалистической культуры, постановление тем самым подчеркнуло не только историческую роль, непреходящую эстетическую ценность, но и особое место в современной культуре, необходимость совершенствования всех условий для успешного развития народного творчества в наши дни.

Большое внимание к современным явлениям народной культуры проявлял в 1970-е гг. и отдел народного искусства Русского музея. Приняв на себя в это время функции научно-методологического центра по собиранию, изучению и пропаганде произведений национальной культуры и руководству художественными музеями Российской Федерации, Русский музей стал таким центром и в области народного творчества. В повседневной музейной работе накапливался практический опыт, шлифовались позиции в понимании природы явлений народного искусства, специфики его развития и современных форм.

В пополнении коллекции музея в эти годы акцент был сделан на приобретение уникальных произведений ведущих мастеров и художников современных народных промыслов. Участились поступления от самих авторов, иногда делавших работы специально для Русского музея, покупки и передачи экспонатов с персональных и других художественных выставок через Министерство культуры РСФСР. Таким образом, музей получил произведения многих дымковских мастериц разных поколений, подносы ведущих живописцев Жостова, кубки и вазы холмогорских резчиков по кости, работы миниатюристов всех лаковых центров, кировских кружевниц и другие.

Уникальными экспонатами пополнили собрание приобретенные в эти годы частные коллекции: лаковой миниатюры Палеха ленинградского скульптора Н.В.Дыдыкина, старых лаков Федоскина военврача В.Ф.Груздева, деревянных и глиняных игрушек народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, первым владельцем которых был известный русский гравер В.В. Матэ.

Продолжавшиеся экспедиционные обследования областей также приносили не только произведения прошлого, но и открывали интересные новые явления современной народной культуры, особенно на Русском Севере.

Итоги собирательской деятельности 1970-х гг. были подведены выставками новых поступлений к 80-летию со дня открытия Русского музея27 и современных народных художественных промыслов РСФСР . Последнюю сопровождала научно-практическая конференция, посвященная творческим проблемам современных промыслов. На ней обсуждались актуальные вопросы направленности развития искусства промыслов, необходимости глубокого знания принципов и особенностей художественной системы каждого центра, понимания творческого развития местных традиций.

Сегодня рост популярности народного искусства привел, с одной стороны, к углублению знаний, к расширению научных исследований, с другой — к определенной моде на произведения-народных мастеров, на литературу о них. Все это сказалось на существующем сегодня разнообразии подходов к проблемам народного искусства и различии мнений и точек зрения.

В Русском музее сложилась своя методика изучения народного искусства. В ней учтена рациональная основа концепции Динцеса, обогащенная большим практическим опытом анализа подлинных произведений народного искусства во всем богатстве и разнообразии их временного и территориального происхождения. Суть этих теоретических позиций вкратце состоит в следующем. Народное искусство — сложная и многогранная область национальной культуры. Проникновение во все сферы народной жизни — хозяйственно-экономической, семейной, духовной — позволяет изучать ее в разных планах и с различных сторон. Но при том, что современный уровень знаний требует комплексного подхода к явлениям народного творчества и необходимых контактов со смежными науками — археологией, этнографией, историей, фольклористикой, искусствоведение в этой области имеет свои собственные цели и задачи.

Подобно тому как некогда фольклористика отделилась от общего литературоведения, наука о народном искусстве все больше утверждает себя как особая отрасль искусствознания, предмет которой представляет художественную систему, не тождественную изобразительному и прикладному искусству, и имеет свои самобытные формы и закономерности развития. И если этнографы изучают бытование разных форм народного творчества, то искусствоведов интересует сам творческий процесс, особенности художественного метода и образность народного искусства, формирование и развитие его различных видов и жанров, местных локальных и общих стилистических особенностей домашнего ремесла и художественных промыслов, вопросы взаимосвязей с другими формами народного творчества, контакты с так называемым „ученым" искусством и многие другие проблемы, имеющие непосредственное отношение к сфере искусства.

Условия жизни позволяли народу проявлять свои творческие устремления и способности лишь в создании вещей, необходимых в труде и быту. Поэтому народное „изобразительное "искусство отражает не только духовный аспект культуры, оно материализовано в конкретных предметах, связанных многими нитями со сферой производства, экономики, промыслов, явлений культуры более широкого плана. Двойственная — материальная и художественная природа этого искусства во многом определяет своеобразные формы его бытования, закономерности развития, пути формирования местных локальных художественных особенностей.

В давние времена сложились две формы проявления народного искусства, существующие и по сей день: художественные промыслы и домашнее ремесло. Иногда одна порождала другую, но каждая имела свои особенности. В то же время принципиально общими для них были выработанные поколениями местных мастеров приемы ручного ремесла и традиционные стилевые каноны искусства, существо его образности". Именно этими важнейшими чертами народное искусство отличается от самодеятельного творчества, не обладающего такой цельностью художественной природы и закономерностей развития"-.

Современное народное искусство представляют традиционные произведения мастеров деревни и сложившихся очагов художественных промыслов. Наряду с уникальными работами, в них создаются массовые изделия, которые обладают всеми характерными особенностями местного мастерства, могут служить своего рода эталонами сувениров, но не имеют достаточного уровня художественности. В этом смысле сувениры и народное искусство явления не тождественными.

Четкие теоретические позиции определяют не только методы научных исследований народного искусства, проводимых в Русском музее, но и принципы формирования коллекции и разных форм ее популяризации. Приобретая произведения через сложившиеся в 1930-е гг. каналы, музей придерживается критерия художественности при наличии характерных особенностей местного искусства.

Для современных промыслов это уникальные работы ведущих мастеров и художников, в которых общие традиции искусства промысла проявляются в индивидуальной авторской манере. Так находит выражение типичное для народного искусства диалектическое единство коллективного и индивидуального начал. Для старой народной культуры это не всегда предметы уникальные, но и рядовые, обладающие характерной формой, интересным бытовым применением, любопытными сведениями, что подчас имеет важное вспомогательное значение для научного исследования.


И.Я.Богуславская






      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Народное искусство в Русском музее   • Отдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годы  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта