Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Портретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля

Собрание миниатюр музеев Московского Кремля включает высокохудожественные произведения русских и иностранных мастеров, в котором наибольший интерес представляет время расцвета этого искусства XVIII — первая половина XIX века. Сюда входят подписные работы, произведения монограммистов и неизвестных мастеров.

Портрет графа Б.П.Шереметьева. Россия. Середина XVIII века. Кость
Портрет графа Б.П.Шереметьева. Россия. Середина XVIII века. Кость


Портретная миниатюра — один из жанров изобразительного искусства. Как особый вид живописи она складывалась в эпоху Возрождения и была связана по стилю и технике исполнения с книжной миниатюрой. В объяснении термина «миниатюра» исследователи исходят из латинского названия красной краски (типа сурика или киновари) «минимум», употреблявшейся для украшения рукописей иллюстрациями и орнаментами, а также связывают этот термин с корневой основой слов «minium» и «minor» (маленький). Миниатюра,как правило, редко выставляется в музейных залах,так как она очень хрупка и чувствительна даже к небольшому изменению температуры и влажности.

Табакерка с женским портретом. Россия. XVIII век. Кость
Табакерка с женским портретом. Россия. XVIII век. Кость


Миниатюрный портрет всегда имеет небольшой формат (от 1,5 до 20 см) и отличается особой тонкостью художественных приемов, своеобразной техникой исполнения, использованием только ему присущих средств и способов выражения. Такие портреты помещали в кольца, браслеты, крышки часов и табакерок, монтировали в веера, носили на груди как броши. Оправленные в разнообразнейшие рамки из металла, кожи, дерева миниатюрные портреты в большом количестве украшали стены кабинетов и гостиных, стояли на каминах, бюро, туалетных столиках дворянских особняков XVIII — XIX веков. Свидетельством их широкого и разнообразного применения является упоминание в различных литературных произведениях, а также воспроизведение их в живописи.

Медальон с женским портретом. Россия. 2-я половина XVIII века. Кость
Медальон с женским портретом. Россия. 2-я половина XVIII века. Кость


Художественная ценность миниатюрных портретов способствовала изысканию всевозможных способов предотвращения их от порчи, особенно миниатюры, исполненной на хрупких материалах — пергаменте, картоне, бумаге и слоновой кости. С обеих сторон их защищали стеклом, которое герметически закрывало миниатюру и надежно предохраняло ее от деформаций, вызванных атмосферными влияниями, и физических повреждений. Чистые прозрачные стекла становились неотъемлемым элементом произведения. Особую красоту придавало выпуклое стекло. Под стекло с обратной стороны миниатюры помещались орнаментальная пластина, прядь волос или узор из них, сплетенный наподобие шахматной доски. Реже миниатюра делалась двусторонней — с изображениями на лицевой и оборотной сторонах.

Двусторонняя миниатюра с мужскими портретами. Конец XVIII века. Кость
Двусторонняя миниатюра с мужскими портретами. Конец XVIII века. Кость


Изолированное таким способом от внешних воздействий изображение помещалось в другую, значительно большего размера рамку. К оборотной стороне ее крепились держатель, позволявший ставить портрет на стол, или колечко для подвешивания и ношения миниатюры. Рамки, крышки, футляры, медальоны, выполненные в дорогих материалах, соответствовали художественным достоинствам произведения. Чаще рамки делали из золоченой бронзы, а в ряде случаев миниатюры оправляли в серебро и золото, украшали драгоценными камнями и эмалью.

Портрет девушек с книгой. Англия. 1825-1835 гг. Кость
Портрет девушек с книгой. Англия. 1825-1835 гг. Кость


Коллекцию миниатюр музеев Московского Кремля составляют произведения, поступившие в музей в XIX веке (основное собрание), и приобретения 1920-х годов из Московского ювелирного товарищества и дворцового имущества. Активным периодом комплектования собрания стали 1970-е годы, а источником его пополнения явились в основном поступления из государственных учреждений.

Портрет И.П.Поливанова. Россия. 1814 г. Кость
Портрет И.П.Поливанова. Россия. 1814 г. Кость


Кремлевское собрание миниатюр находится в стадии серьезного изучения. Оно отличается богатством используемых материалов и широким разнообразием изображенных на миниатюрах людей. Здесь представлены портреты русских государственных и общественных деятелей, несколько портретов лиц незнатного происхождения. Среди них особенно выразителен портрет И. И. Байкова. Женские портреты чаруют одухотворенной поэтичностью и изяществом исполнения.

Рокштуль (?) Портрет лейб-кучера И.И.Байкова. Россия. 1-я половина XIX в. Кость
Рокштуль (?) Портрет лейб-кучера И.И.Байкова. Россия. 1-я половина XIX в. Кость


Портрет А.А.Обольяниновой. Россия. Начало XIX века. Кость
Портрет А.А.Обольяниновой. Россия. Начало XIX века. Кость


Женский портрет. Германия. Кость
Женский портрет. Германия. Кость


В миниатюрных портретах мы чаще встречаем фигуру человека на нейтральном или пейзажном фоне. Групповой портрет распространен меньше, так как он требовал особого мастерства в компоновке и установке моделей. Нельзя не упомянуть миниатюры с видами Петербурга первой половины XIX века.

Миниатюры на эмали

Изобретение во Франции в середине XVI века металлических красок, способных выдержать высокую температуру, положило начало распространению миниатюры на эмали. В собрании музеев Кремля такая миниатюра представлена в основном в работах русских художников XVIII—XIX веков, ранние образцы относятся к петровскому времени.

Начало миниатюры в России специалисты связывают с инициативой Петра I. За время своего путешествия в Англию в 1698 году он познакомился с известным английским миниатюристом Ш. Буатом и поручил ему сделать несколько своих портретов с оригинала Г. Кнеллера. Эти изображения Петра I положили начало развитию эмалевого портретного искусства в России. Первыми известными в России миниатюристами-эмальерами были живописцы Оружейной палаты, а впоследствии Мануфактур-коллегии в Петербурге А. Г. Овсов и Г. С. Мусикийский. Их произведения представляют большой интерес как из-за высокого мастерства исполнения, так и из-за особых приемов, методов работы.

Цветовая гамма портретов Мусикийского — звонкая, несколько пестрая, с преобладанием красного, голубого, малинового и изумрудного тонов, — несомненно, восходит к традициям русского эмальерного искусства XVII века, достигшего своего блестящего расцвета в изделиях знаменитых эмальеров Сольвычегодска. Его произведениям присуща ярко выраженная реалистическая трактовка человека петровского времени, столь характерная для русской портретной живописи первой четверти XVIII века.

Г.Мусикийский. Портрет Петра Первого. Россия. Начало XVIII века. Эмаль
Г.Мусикийский. Портрет Петра Первого. Россия. Начало XVIII века. Эмаль


На портрете работы Г. С. Мусикийского Петр I предстает молодым человеком в доспехе и подбитой горностаем красной мантии, скрепленной на груди запоной. Уложенные локонами длинные волосы обрамляют смелое одухотворенное лицо. Эта работа является копией с миниатюры Ш. Буата, но с иным цветовым и композиционным решением. Виртуозный миниатюрист сумел на небольшом пространстве не только воспроизвести все детали костюма, но и передать тончайшие красочные оттенки.

Эмалевая миниатюра «в малом виде» воспроизводила живописные произведения, главным образом парадные или интимные портреты. Миниатюристы, изображавшие Екатерину II, очень часто обращались к ее портрету в дорожном костюме, написанному художником М. Шибановым. Одна из работ на этот сюжет миниатюристки Л. Куглер представлена в собрании музеев Кремля.

Л.Куглер. Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Россия. XVIII век. Эмаль
Л.Куглер. Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Россия. XVIII век. Эмаль


Параллельно с развитием станковой миниатюры на эмали с середины XVIII века развивается миниатюра, имеющая декоративный характер и предназначенная для украшения различных предметов прикладного искусства. Частые парадные приемы, балы, изощренность в украшении одежды, придворный этикет требовали большого количества ювелирных изделий, в декоре которых миниатюра на эмали занимала одно из главных мест. В 1759 году на петербургском Императорском фарфоровом заводе была выполнена партия табакерок, роспись которых посвящена победе русской армии при Кунерсдорфе 1 августа 1759 года. Главное художественное достоинство табакерок — композиционная связь портретного изображения с остальными элементами украшения.

Одним из крупных художников, работавших в области эмали на рубеже XVIII — XIX веков, был Д. И. Евреинов (1742 — 1814), многоплановый, обладавший поразительным чувством цвета и гармонии тонов художник, безукоризненно владевший всеми тайнами работы по эмали, академик Петербургской Академии художеств, придворный мастер. Работ этого тончайшего миниатюриста сохранилось немного. Одна из них находится в собрании музеев Московского Кремля и поражает высоким техническим исполнением: приемом написания волос, лица, отдельных деталей костюма. Художник работал небольшими мазками и выпуклыми плотными точками разноцветной эмали с широким использованием белой краски.

Миниатюра на кости

В первой половине XIX века в связи с широко распространившейся модой на миниатюру на кости, как более легкую в исполнении и больше отвечающую духу времени непосредственностью изображения модели, станковая миниатюра на эмали почти исчезает. Миниатюра на кости в России и на Западе появилась в первой половине XVIII века. Традиции эмалевых миниатюр оказались живучими и выразились в переносе на костяные пластины присущих им приемов работы. Миниатюры на кости писали также плотным корпусным письмом, маленькими цветными точками или продолговатыми штрихами, которые, сливаясь воедино, формировали рисунок, создавали общий живописный фон и объемность изображения. Акварельную краску в сочетании с гуашью наносили тончайшими кисточками. Костяные пластины предварительно обрабатывали. Толщина пластин для маленьких миниатюр достигала от 0,3 до 1 мм, для более крупных миниатюр (размером 15-20 см) толщина достигала 2 — 3 мм. Под оборотную сторону тонкой просвечивающей пластинки подкладывали металлическую фольгу, которая усиливала интенсивность и теплоту тонов, особенно нежных в области лица и рук. Эта кропотливая и ювелирная работа требовала высокого колористического мастерства и совершенного владения рисунком. Именно поэтому миниатюру на кости считают наиболее классическим типом миниатюрного портрета.

А.Ритт. Портрет дипломата А.А.Голицына. Россия. 1790-е годы. Кость
А.Ритт. Портрет дипломата А.А.Голицына. Россия. 1790-е годы. Кость


Большинству миниатюристов не свойственно было глубокое раскрытие характера своих моделей. Они великолепно передавали красоту материала: шелка, бархата, кружева, жемчуга; подчеркивали изысканную красоту человеческого лица: яркий румянец щек, блеск глаз, шелковистость волос. Модели изображались в основном на гладком фоне. С последней четверти XVIII века в портреты начали вводить неопределенно мерцающий пейзаж. Создать его помогало включение в общую переливающуюся гамму портрета неокрашенных кусочков желтой кости.

Так написаны фоны в портретах художника А. Ритта (1765 — 1799), крупнейшего миниатюриста России XVIII века и значительного художника в истории европейской миниатюры. Одним из лучших его портретов в собрании музеев Московского Кремля является портрет дипломата князя А.А. Голицына. Он оправлен в профилированную с внутренней стороны овала рамку, украшенную по внешнему валику жемчужником (чеканными бусинами) и завершающуюся лентой. По стилю рамка относится к 90-м годам ХVIII века, что помогает точнее датировать портрет. Поясное изображение модели придает миниатюре характер маленькой картины. Кисть Ритта стремительна, техника свободна и виртуозна. Сведения о жизни А. Ритта чрезвычайно скудны. Сын первого скрипача Императорской капеллы, выходца из Германии, Ритт родился в Петербурге, учился в Голландии и Франции, в 1797 году Петербургская Академия художеств присвоила ему звание академика.

А.Ритт. Портрет молодого человека. Россия. Конец XVIII в. Кость
А.Ритт. Портрет молодого человека. Россия. Конец XVIII в. Кость


В творчестве миниатюристов находили отражение идеи и вкусы времени, художественные течения, по которым шло развитие изобразительного искусства в целом. Сентиментализм конца XVIII века наиболее ярко отразился в творчестве уроженца Швейцарии художника Виоллье, приехавшего в Россию в 1780 году. Портреты Виоллье отличаются утонченностью и изысканностью моделировки, сочностью красок. Лучшей его работой в собрании миниатюры музеев Кремля является портрет фельдмаршала Г. А. Потемкина. Портрет написан, вероятно, по гравюре Д. Уокера, но с несколько большей, чем на гравюре, пухлостью и округлостью лица, столь характерными для почерка этого миниатюриста. Рамка с жемчужником типа пуансон, характерная для миниатюрных портретов 90-х годов XVIII века, помогает точнее датировать произведение. Особенность манеры этого художника проявляется в написании лиц красновато-коричневой краской с белыми штрихами и голубыми тенями. На виски, щеки и подбородок он кладет голубоватые тени, брови и глазницы прописывает тонкой коричневато-красной линией, ноздри прорабатывает красновато-коричневой краской, пряди волос — тонкими белильными штрихами, кончик носа — белильными мазками.

Виоллье. Портрет фельдмаршала Г.А.Потёмкина. Россия. 1790-е гг. Кость
Виоллье. Портрет фельдмаршала Г.А.Потёмкина. Россия. 1790-е гг. Кость


Увлечение античностью и романтические тенденции в искусстве начала XIX века наиболее ярко выразились в творчестве художников А. Лагрене, И. Босси, Ж.-А. Пэншона, А. Молинари.

Античные камеи вдохновили французского художника А. Лагрене. Его профильные портреты, выполненные в иных материалах и иными техническими приемами, передают фактуру камня, из которого делались камеи. Лучшей его работой является женский портрет. Неокрашенная в массе своей белая кость, слегка тонированная золотисто-голубыми тенями, передает мраморную белизну кожи. Четкий величественный профиль модели выразительно выделяется на красно-коричневом со светлыми вкраплениями фоне, имитирующем драгоценный материал — черепаху, применявшуюся в отделке произведений прикладного искусства.

А.Лангрене. Женский портрет. Франция. Начало XIX века. Кость
А.Лангрене. Женский портрет. Франция. Начало XIX века. Кость


Образ человека первых десятилетий XIX века — эпохи исторических надежд и разочарований, восторга и меланхолии, эпохи романтизма – выразил итальянский миниатюрист И. Босси, работавший в России с 1802 по 1810 год. Портреты И. Босси красивы и поэтичны, написаны серебристо-розовыми штрихами, иногда с красными тенями. Романтическая дымка окутывает лица. У всех моделей мечтательные или грустные глаза. Мягко и выразительно писал Босси аксессуары.

И.Босси. Мужской портрет. Россия. 1806 г. Кость
И.Босси. Мужской портрет. Россия. 1806 г. Кость


Красоту портретов А. Молинари составляет строгая и изысканная колористическая гамма, построенная на использовании серо-коричневых тонов и белильных мазков и точек. Так написан портрет М. А. Голицыной. Белый тонкий чепец высвечивает лицо немолодой женщины с внимательными, несколько грустными глазами, изображенной в темно-серой накидке на серовато-коричневом фоне.

А.Молинари. Портрет М.А.Голицыной. Россия. XIX век. Кость
А.Молинари. Портрет М.А.Голицыной. Россия. XIX век. Кость


Миниатюры на бумаге и картоне

Оригинальную разновидность представляют миниатюры, исполненные на тонком картоне или бумаге, на незакрашенных или слегка тонированных фонах. Они крупнее традиционных костяных овалов, в них применяются густая акварель и белила.

Дворец на Елагином острове. Россия. 1839 год. Бумага
Дворец на Елагином острове. Россия. 1839 год. Бумага


Миниатюры на фарфоре

В истории искусства миниатюрной живописи внимание заслуживают также некоторые образцы росписи по фарфору. Миниатюры на фарфоре были полихромными или исполнялись в один тон наподобие камей коричневой или серой краской — гризайлью. Из всех разновидностей росписи фарфора для тонкого миниатюрного письма наиболее подходящей оказалась надглазурная роспись. Она более всего соответствовала высоким техническим достоинствам фарфора, хорошо умещалась на поверхности небольших изящных вещей, прозрачных и блестящих.

Мужской портрет. Россия. 1820-е годы. Фарфор
Мужской портрет. Россия. 1820-е годы. Фарфор


Миниатюрную роспись могли выполнять только мастера самой высокой квалификации, как правило, работавшие на крупных фарфоровых предприятиях, в первую очередь на Императорском придворном заводе. Высокий уровень лепки и мазковой техники письма характеризует женский портрет, исполненный на Императорском заводе в 1910 году. Красиво исполнены складки одежд и фон. Этот портрет является одним из немногочисленных образцов миниатюрной фарфоровой росписи конца XIX — начала ХХ века.

Плакетка  женским портретом. Россия. 1910г. Фарфор
Плакетка женским портретом. Россия. 1910г. Фарфор


С начала ХХ столетия станковый миниатюрный портрет, выполненный в различных материалах, и прежде вcero на кости, переживает серьезный упадок. В то же время возрождается миниатюра на эмали как миниатюра прикладная в работе таких крупных фирм, как фирмы Овчинникова, Хлебникова, Фаберже.

Портсигар с изображением крестьянки. Россия. Конец XIX в. Эмаль
Портсигар с изображением крестьянки. Россия. Конец XIX в. Эмаль





Следующая страница: Сокровища Особой кладовой Эрмитажа



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Портретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта