Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондов

Коллекция музея сформировалась не сразу. Ее история начинается с организацией 1 мая 1937 г. отдела народных художественных ремесел. В числе других подразделений музея этот отдел должен был собирать и популяризировать произведения народных мастеров как неотъемлемую часть русской национальной художественной культуры.

Создание нового отдела в Русском музее не было случайностью. Оно было обусловлено начавшимся еще в 1920-е гг. всеобщим интересом к народному творчеству как явлению искусства, с одной стороны, и приобщением к художественной деятельности не только народных мастеров, но и самодеятельности города и деревни, с другой. Поэтому в докладной записке — проекте организации нового отдела обосновывалась необходимость создания двух подотделов: крестьянского искусства, «в круг деятельности которого войдет собирание, изучение и экспозиция богатейшего наследия искусства дореволюционной деревни и бурно растущего искусства деревни социалистической», и подотдела самодеятельности города и даже консультационного бюро, призванных вести важную практическую работу с кружками художественной самодеятельности и ее отдельными представителями, воспитывая их вкус и направляя в русло традиций профессиональной или народной культуры.

В основу фондов нового отдела легли коллекции бывшего Петербургского Кустарного музея Министерства земледелия и Государственных имуществ и школы народного искусства. Кустарный музей обладал обширным и разнообразным coбранием предметов народного быта, из которых далеко не все имели художественную ценность. В 1917 г. музей был закрыт, в 1931 г. его коллекции перевезли в помещение Ленинградского областного совета промкооперации, откуда они были переданы Отделу народных художественных ремесел Русского музея в 1937 начале 1938 г. Вещи, не имеющие художественного значения, были предложены музеям разного профиля.

В 1938 г. через Эрмитаж поступила часть собрания музеев Училища Штиглица и Общества поощрения художников. Ряд произведений выделили новому отделу Исторический музей в Москве, музеи г. Владимира, Сергиева Посада, Череповца и Устюга, а также родственные отделы в самом Русском музее.

Одновременно началось регулярное пополнение фондов народного искусства. Оно шло тремя каналами. Один из них - приобретение произведений у коллекционеров, частных лиц и авторов народных мастеров. В числе первых приобретений были деревянные игрушки из собрания Л. Г. Оршанского, пряничные доски, принадлежавшие известному деятелю русской культуры Н.П. Лихачеву, уникальные глиняные игрушки замечательного каргопольского мастера И.В.Дружинина, купленные у него в 1940 г.

Второй канал пополнения фондов — поступления с крупных художественных выставок. Так, с художественной выставки к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции были переданы музею первые палехские миниатюры старейших мастеров. Но главный путь новых поступлений шел через экспедиции, ставшие с первых месяцев работы отдела важной формой деятельности сотрудников. Кроме приобретения экспонатов, в задачи экспедиций входило изучение народного искусства на местах, выявление очагов народного художественного ремесла и помощь современным мастерам и промыслам.

Первые экспедиции были организованы в 1937 — 1938 гг. на средства Ленинградского областного совета промкооперации и направлены в районы Ленинградской области, включавшей в то время часть Калининской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и Карелии. Итогом этих поездок явилась выставка «Народные художественные ремесла Ленинградской области (строчка, кружево и ткачество)», открывшаяся в Русском музее в сентябре 1938 г. В объяснительной записке к плану выставки говорилось: «Помимо чисто научного интереса, эта экспедиция (экспедиция 1938 г. И. Б.) имела и практические цели: работа экспедиции должна помочь Ленинградскому совету промкооперации кооперировать мастеров и содействовать подъему и расширению производства народных художественных ремесел области. Последнее нельзя не считать огромным достижением отдела, почти сразу после своего основания вступившего на путь практической работы по подъему народного искусства». Собранные материалы легли в основу статьи о народных ремеслах Ленинградской области, не утратившей своей научной ценности и поныне, тем более что многие центры местного ремесла безвозвратно погибли в годы Великой Отечественной войны.

Все формы деятельности отдела народного искусства в 1930-е rr. определялись и направлялись основателем и первым заведующим отделом, известным исследователем народного искусства Л. А. Динцесом. Им была разработана смелая, новаторская для того времени методика изучения народного творчества. В ней можно выделить несколько главных положений. Первое это необходимость комплексного подхода к явлениям народной культуры, непременного учета данных смежных исторических дисциплин: археологии, этнографии, фольклористики. Второе введение народного творчества в систему истории искусства, искусствоведческий метод анализа произведений, в корне отличный от этнографического. Третье — понимание изобразительного народного искусства как художественного ремесла, в котором древние корни тесно связаны традициями с современностью. Поэтому Динцес придавал большое значение изучению современных народных промыслов, видя в них наследие и продолжение старой народной культуры. Как часть этой культуры рассматривалась им в те годы и самодеятельность мастеров деревни.

Но для того чтобы правильно направлять современные процессы в народном искусстве, нужно было хорошо знать его развитие, особенность которого заключалась не только в появлении новых форм и образов, но также трансформации и обновлении древнейших. Именно эта проблема надолго привлекла внимание Динцеса. И хотя в ее решении он подчас исходил только из сюжетно-иконографической стороны произведений, вклад ученого в изучение древних мотивов народного искусства весьма значителен.

Теоретическая концепция Динцеса, которую целиком разделяли его коллеги, изложена в ряде трудов, посвященных разным видам народного искусства. Но четко и определенно, как своего рода научное кредо, она сформулирована в плане первой в России экспозиции народного искусства, доложенном ученому совету Русского музея в июне 1940г. К этому времени фонды отдела насчитывали уже более двадцати двух тысяч произведений и позволяли лучшие из них показать в залах музея как полноправную часть национального искусства, наряду с живописью, скульптурой и графикой.

Однако осуществление этих планов было сорвано немецко-фашистской агрессией. Коллекции народного искусства были упакованы в ящики и перенесены в подвалы музея, где хранились оставшимися в городе сотрудниками все долгие месяцы ленинградской блокады.


И.Я.Богуславская




Следующая страница: Отдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекций



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Народное искусство в Русском музее   • Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондов  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта